Противогололедная посыпка
Тяжело найти человека, который бы любил гололед. Потому что, хорошего в этом явлении и правда мало (если вообще есть): автомобили попадают в аварии, пешеходы падают и тоже получают травмы. Так что, если кто-то и любит лед, то точно не в виде наледи на дороге, а где-нибудь на катке или на реке. Ну, или в баре. В остальных местах люди придумывают самые различные средства для борьбы со смерзшейся и скользкой водой.
В городах нашей страны до далекого 1993 года обычно применяли песчано-солевую смесь, которая разъедала не только лед, но и обувь, шины, пороги автомобилей. Замет её заменила чистая техническая соль, которая успешно боролась и со льдом и с деревьями, корни которых она разъедала.
И это ещё не все: растворенная в воде соль – это очень агрессивный реагент, который портил асфальт и цемент и даже контактную электросеть городского электрического транспорта. Так что, решая одну проблему такой «антифриз» создавал несколько других.
Теперь многие дороги обрабатывают другими химическими составами, которые считаются более экологичными, если это слово применимо к агрессивным химическим реагентам. Но хотелось бы обратить внимание и ещё на одно нововведение, помогающее победить гололед на дорогах, на каменную крошку.
Практика применения химических противoгoлолeдных реагентов и щебня фракции 2–5 мм была заимствована в скандинавских странах. Там хорошо знакомы со скользкими улицами. И крайне эффективна гранитная крошка при низких температурах и сильном гололеде. Отдельно отметим, что не менее интересно применение в качестве противогололедной посыпки мраморной крошки.
Исходя из свойств материалов, предложим использование гранита там, где наблюдается перепад высот и усиленное движение техники - на территории автомагистралей, складов, паркингов. Гранитная крошка - продукт дробления твёрдых горных пород, является отличным абразивом и гарантирует сцепление на льду.
Сравнивая мрамор и гранит, последний более мягкий. И, как следствие - менее абразивный. Исходя из этих характеристик мраморную крошку рекомендуется использовать в местах общественного назначения с большим скоплением людей: супермаркеты, дворовые территории, культурные и спортивные центры. Структура мрамора такова, что он, по сравнению с гранитом, обладает более высокой теплоемкостью, что, в свою очередь, приводит к более быстрому разрушению наледи.
Для посыпки вручную обычно используют фракцию 2-6 мм, для механического нанесения более пригодна фракция 0,63-3 мм.
К сожалению, практика применения экологически безопасной мраморной крошки на улицах Москвы до сих пор не получила широкого применения. Не смотря на ее такие плюсы, как возможность ее повторного использования и полученного разрешения на обработку пешеходных зон и дворов.